Воскресенье, 28.04.2024, 03:51

МБУ ДО Центр детского творчества МО Дубенский район

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационная безопасность детства

Полезные ссылки:

Детям до 10 лет:

Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского

Советы от Смешариков: об осторожном поведении в интернет-игре

Мультфильм "Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты"

Анимационный сериал о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на просторах интернета

Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет

Интерактивная игра «Джунгли Интернета» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и призвана научить не теряться при столкновении с угрожающим поведением других пользователей или с негативным содержанием сайтов

Интернет-безопасность на портале Спас-Экстрим

Детям от 11 до 14 лет:

Азбука цифрового мира

Комиксы «Приключение Степы в Интернете»

Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете

Центр безопасного интернета в России: подросткам

Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса   для школьников 6-9 классов

Детям от 15 до 18 лет:

Этикет сетевого общения

Понятие сетевого этикета пришло к нам из английского - networketiquette. Часто там сокращают выражение до netiquette. В рунете же термин "сетикет" пока не распространен. Чтобы общение в сети было приятным, а переговоры успешными, следует учитывать некоторые принципы, как и в реальной жизни. Сетевой этикет - это свод правил для общения в сети, ведения переписок, рассылок, обмена мнениями, знаниями, опытом и прочее.

О правилах. Правила сетевого этикета мало чем отличаются от правил в реальной жизни. Будьте вежливыми, внимательно слушайте (читайте) собеседника, уважайте его мнение, не злословьте, не грубите. Говорите ясно, кратко и по теме. Не вступайте в перепалки, не используйте мат, старайтесь не допускать ошибок в текстах сообщений. Но у виртуального общения есть свои особенности, поэтому существуют некоторые специальные пункты и термины. Рассмотрим каждый подробнее.

Оффтопик. Этот термин означает любое сообщение, выходящее за рамки означенной темы. Если в какой-то ветви идет обсуждение инжекторных двигателей, не нужно пытаться высказать там свое мнение по поводу последнего футбольного матча и платья из новой коллекции. Оффтопики не одобряются модераторами, и вам могут запретить оставлять сообщения (бан, забанить). В некоторых темах сразу четко оговариваются недопустимые высказывания (оффтопики), чтобы спрогнозировать развитие обсуждения и не выпустить его за необходимые рамки.

Флуд. Этикет сетевого общения предписывает не распространять флуд для хорошей репутации пользователя в Интернете. Ведь никому не нравится шум, а "флудеры" именно шумят, оставляя множество бессмысленных комментариев типа "Круто!", "Жесть!", "Кайф!", пытаясь привлечь к себе внимание. Отмечайте то, что вам действительно показалось интересным. Пусть это будет осмысленная фраза, выражающая ваше мнение, а не "Шик!". Иначе бан вам обеспечен.

Смайлики. Это забавные изображения для дополнительной эмоциональной окраски текста, которых сейчас очень много в сети. Каждый приличный сайт или форум предоставляет пользователям свой набор смайлов, статичных или анимированных. Несмотря на популярность, пользоваться ими нужно очень аккуратно. Достаточно одного-двух изображений в сообщении. Большое количество смайликов сделает текст плохо читаемым или даже лишит его смысловой нагрузки.

Троллинг. Этот термин тоже пришел к нам из английского языка, где он обозначает ловлю рыбы на блесну. В сетевом же общении троллинг - это написание грубых, противоречивых, провокационных сообщений, чтобы рассорить, оскорбить, разозлить участников обсуждения. Человек, который оставляет такие реплики, тролль, действует чаще всего скрыто и исключительно ради собственного удовольствия. Ему важен не результат, а процесс - сама переписка, реакция людей на его заявления. Модераторы всеми силами борются с этим явлением, потому что уверенный и активный тролль может отпугнуть посетителей. Основное правило сетевого этикета - вежливость. Старайтесь его придерживаться всегда, даже если попали в неприятную ситуацию (беседу), выходите из нее первым, не поддавайтесь на провокации. Не позволяйте вас троллить.

Грамотность и сокращения. Старайтесь писать грамотно. Внимательно проверяйте готовый текст. Сейчас достаточно программ и ресурсов, которые помогут вам в этом. Грамотность в сети - вежливость в реальной жизни. Да, в Интернете уже достаточно слов, которые пишутся с ошибками, но воспринимаются как верно написанные - это своего рода сетевой сленг, но злоупотреблять им не следует. Помимо сленговых словечек, сетевой этикет допускает и общепринятые сокращения: IMHO - мое скромное мнение. LOL - мой громкий смех. BTW - кстати. AFAIK - насколько мне известно. WBR - мои наилучшие пожелания. AKA - известный как. WTF - ругательство.

Электронная почта. Переписка, особенно деловая, стоит отдельным блоком в списке правил общения в сети. Как составить грамотное, приятное для собеседника письмо, которое он, скорее всего, прочтет и после будет иметь желание на него ответить? Да еще написать так, чтобы его ответ соответствовал вашим ожиданиям? Во-первых, представьтесь. Отвлеченных, общих контактных данных для приятного общения достаточно. Укажите свое настоящее имя, и переписка заладится. Пользователи очень настороженно относятся к анонимным письмам, часто отправляя их в спам, даже не прочитав. Во-вторых, укажите тему письма. Она должна отражать содержание сообщения, быть яркой, емкой, краткой, вызывать интерес и желание прочесть письмо. Например, "Мечтаете отдохнуть? Вас ждет специальное предложение!", а еще лучше индивидуально - "Сергей Васильевич, отдых специально для вас!" В-третьих, продумайте хорошо содержание. Проверяйте текст на наличие ошибок. Пишите кратко и по существу, не лейте воду. Если сообщение будет длинным, его могут и не дочитать. Разделяйте сообщение на смысловые абзацы, ключевые моменты, можно выделить прописными буквами, но не более двух-трех слов. В-четвертых, оформление должно быть деликатным. Большинство программ для переписки поддерживает массу шрифтов, цветов, картинок, но это не значит, что все нужно непременно использовать. У собеседника такое яркое письмо может вызвать раздражение или вообще некорректно отобразиться. Пары элементов фирменного стиля или цвета достаточно. В-пятых, будьте умеренными в цитировании. Когда идет активная переписка, сетевой этикет советует не стирать при ответе все предыдущие сообщения, но и не пересылать всю ветвь. Оптимальный вариант - оставить исходный текст и несколько следующих, так, чтобы понятен был основной смысл беседы. В-шестых, лаконичная подпись. Правила сетевого этикета гласят, что оптимальная величина подписи - четыре строки. Обычно там пишут имя и контактную информацию. Не путайте подпись и визитную карточку, не нужно вставлять сюда картинки, таблицы и диаграммы. Из подписи читатель должен узнать, кто ему написал и как с этим человеком (вами) при желании можно связаться.

Рассылки. Что такое рассылки? Массовое общение. Если вы отправляете сообщение многим и, возможно, абсолютно незнакомым людям, вам придется соблюдать некоторые правила. Если вам не важно, нуждаются ли в вашей информации те, кому вы отправляете письма, - это спам. Понятие очень негативное в сети. С некоторых пор даже преследуемое законом. Лучше соберите официальный круг подписчиков, чтобы быть уверенным, что ваше письмо не выкинут в спам, что его ждут. Когда составляете письмо для определенного круга людей, всегда заполняйте тему письма, рассылка должна быть тематической. Прописывайте дополнительные адреса в теме "скрытая копия" (ВСС). Любому человеку не очень приятно быть одним из десятков, сотен, тысяч... Ему приятно индивидуальное внимание. Вам также ни к чему показывать адреса своих подписчиков. Сами не отвечайте на спам-письма. Если они вам досаждают, поставьте фильтр или обратитесь за помощью к провайдеру. Если пересылаете информацию, скопируйте непосредственно текст и вставьте в новое письмо. Не допускайте размножения знаков ">", которые автоматически появляются при пересылке и делают текст нечитабельным. Не отправляйте собеседникам тяжелые файлы и архивы, не спросив разрешения. У многих стоят ограничения на вес входящих писем, и тогда ваше сообщение не дойдет до адресата, переписка может прерваться. Непрошенные архивы также вызывают подозрения и неприятие. Особенно если они самораспаковывающиеся (ехе). Для личного комфорта установите фильтр на входящие письма и не распаковывайте архивы от незнакомых людей, они могут содержать вирусы.

Сетевой этикет. Общаясь в сети, вы создаете свой образ. Собеседники знают вас исключительно по вашим же виртуальным высказываниям и действиям. Но за любой машиной сидит человек, который, возможно, будет вам хорошим знакомым, добрым другом в реальной жизни. Не пренебрегайте правилами сетевого этикета. Будьте вежливы, не выплескивайте негативные эмоции на аудиторию. Старайтесь сами писать грамотно, но не обращать внимания, особенно не указывайте на ошибки другим. Если их много и повторяются они регулярно, напишите человеку личное письмо с пожеланиями и советами, но не настаивайте и не высмеивайте - все мы порой ошибаемся. Очень деликатно вводите в свои сообщения юмор, иронию, сарказм. Они могут быть не приняты или оскорбить собеседника. При развивающейся переписке начните с очень популярных или уже устоявшихся фраз и выражений, чтобы понять уровень восприятия собеседника. Не будьте заносчивы. Даже если вы большой специалист в какой-то области, давайте вежливые и подробные ответы новичкам, объясняйте термины и принципы, ведь и сами вы когда-то начинали.

Компьютерная безопасность

Ежедневно интернетом пользуются миллионы людей. В сети не только множество нужной информации, но и полно угроз. Пользуясь интернет-банкингом, делая покупки в онлайн-магазинах и общаясь в сети, вы рискуете потерять ваши личные данные. Чтобы работать в интернете безопасно, пользуйтесь следующими стратегиями:

1. Выбирайте надежные пароли. Пароль должен быть уникальным, надежным и трудно угадываемым. Пароль должен включать буквы (строчные и прописные), цифры и символы.

2. При подписке на рассылку, загрузке файлов, подписании соглашений всегда читайте текст, набранный мелким шрифтом. Если вы не хотите получать нежелательную почту или попасть в списки телемаркетологов, обратите внимание на маленькое поле в нижней части страницы, которое спрашивает, хотите ли вы получать информацию и предложения от других компаний. Известные сайты проинформируют вас, что не будут продавать ваши данные другим компаниям (хотя они сами могут присылать вам большое количество ненужной почты).

3. Не давайте ваше полное имя, адрес или телефонный номер кому-либо в сети, если вы не доверяете такому человеку и не знаете его лично. Это особенно важно в чатах, или при ведении переговоров о работе, или на сайтах, предназначенных для знакомств, или при поиске людей с общими интересами.

4. Не станьте жертвой фишинга. Фишинг – это электронное письмо, маскирующееся под официальное письмо от вашего банка или другой крупной компании (например, известного онлайн-магазина), в котором содержатся ссылки на фальшивые веб-сайты, где вас просят ввести личную информацию.

5. Опасайтесь сетевых мошенников, которые есть повсюду. Они могут попытаться обмануть вас посредством электронных писем, твитов, постов  или других средств. Не щелкайте по ссылкам, которые не выглядят как реальные адреса или содержат хаотичный набор букв и символов.

6. Следите за информацией, который вы делитесь в социальных сетях. 

7. Заведите несколько электронных почтовых ящиков. Лучше иметь три ящика. Так вы получите несколько адресов электронной почты, которые будете использовать в различных целях. Этим шагом вы убережете ваш личный почтовый ящик от спама и других нежелательных писем.